ФНС РФ утверждены новые методические рекомендации по организации электронного документооборота

13 августа 2014

Приказом ФНС РФ от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ утверждены методические рекомендации по организации электронного документооборота по предоставлению налоговых деклараций по телекоммуникационным каналам связи. 

В Методических рекомендациях определена последовательность электронного документооборота (далее - ЭДО) с применением электронной подписи (далее - ЭП), соответствующей установленным в системе юридически значимого электронного документооборота ФНС (далее - Система) требованиям, по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с подробным рассмотрением роли каждого из участников документооборота (налоговых органов, операторов ЭДО,  налогоплательщиков) и рекомендации по взаимодействию в рамках ЭДО.

Общие положения.

В информационном взаимодействии между всеми участниками регламентируемого электронного документооборота должны использоваться сертифицированные в соответствии с требованиями законодательства РФ средства криптографического защиты информации.

Помимо направления налоговых деклараций участники ЭДО обмениваются также следующими технологическими документами и электронными сообщениями:

  • информационное сообщение о представительстве (формируется уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме);
  • квитанция о приеме (формируется налоговым органом и подтверждает факт приема представленной налогоплательщиком/представителем налоговой декларации);
  • уведомление об отказе (формируется налоговым органом и подтверждает факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком/представителем налоговой декларации с указанием причин отказа);
  • извещение о вводе (формируется налоговым органом для налогоплательщика/представителя и подтверждает факт переноса данных представленной налоговой декларации/расчета в информационные ресурсы налогового органа);
  • подтверждение даты отправки (формируется оператором ЭДО/налоговым органом и содержит данные о дате и времени отправки налогоплательщиком/представителем налоговой декларации в электронной форме по ТКС);
  • уведомление об уточнении (формируется налоговым органом и подтверждает факт приема налоговой декларации, содержащей ошибки, с указанием таких ошибок; содержит сообщение о необходимости представления пояснений/внесения соответствующих исправлений);
  • извещение о получении (формируется получателем для отправителя и информирует отправителя о получении электронного документа);
  • сообщение об ошибке (формируется получателем для отправителя и информирует отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки/о невозможности расшифровывания электронного документа).
Налоговый орган принимает в электронном виде по ТКС документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации, только по декларациям, в отношении которых сформирована квитанция о приеме.

Для осуществления информационного взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком в электронной форме по ТКС налогоплательщик/представитель должен быть зарегистрирован в качестве участника ЭДО.

Документы, формируемые в процессе информационного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика через оператора ЭДО, должны быть зашифрованы отправителем для получателя. Исключение составляют:
  • подтверждение даты отправки;
  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.
В рамках централизованной Системы документы шифруются налогоплательщиком в адрес межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (далее - Приемный комплекс федерального уровня). В случае невозможности расшифровки поступившего электронного документа получатель формирует адресату-отправителю сообщение об ошибке.

Информационное взаимодействие в электронной форме по ТКС с крупнейшими налогоплательщиками/представителями осуществляется налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение электронных документов в электронной форме в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Программно-аппаратные средства налогового органа и оператора ЭДО, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно.

В случае, если налоговую декларацию в электронной форме по ТКС передает представитель налогоплательщика, он обязан до представления налоговой декларации предоставить в налоговый орган документ, дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (далее - Доверенность). Копия Доверенности сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.

Направляемые в налоговые органы по ТКС документы должны быть подписаны ЭП должностных лиц налогоплательщика/представителя и оператора ЭДО.
Направляемые налоговым органом по ТКС документы подписываются с использованием средств ЭП, применяющихся для автоматического создания ЭП в Системе.

Взаимодействие операторов ЭДО с налоговыми органами в рамках централизованной Системы осуществляется через приемный комплекс федерального уровня, который формирует извещение о получении электронных документов налоговыми органами, подписывает своей ЭП и направляет налогоплательщикам и операторам ЭДО. Приемный комплекс федерального уровня осуществляет проверки и взаимодействие с налоговыми органами по обмену электронными документами и подписанию электронных документов ЭП налогового органа.

Электронный документооборот по приему налоговым органом налоговой декларации за налоговый период от налогоплательщика/представителя завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.

Отправлено

Спасибо, ваша заявка принята.